Нарушение эмоциональное
Вторник, 06.12.2016, 11:11
СИМПТОМЫ БОЛЕЗНЕЙ
| RSS
НОВОСТИ

Нарушение эмоциональное


    При каких заболеваниях возникает нарушение эмоциональное
    К каким врачам обращаться, если возникает нарушение эмоциональное


нарушение эмоциональное -
Эмоции – реальность настолько живая и подвижная, настолько разнящаяся как от человека к человеку (в силу индивидуальных различий), так и - для одной и той же личности - от времени к времени, что порой нетрудно счесть любое аффективное проявление самостоятельным и равноправным явлением душевной жизни. В некотором смысле, в этом есть резон: эмоциональная жизнь как понятие включает множество модальностей, полюсов и градаций; их описаниям посвящено огромное количество научных, литературных и поэтических трудов. Не вдаваясь в тонкости психологической науки, легко признать это многообразие эмоциональных красок широтой палитры человеческой души и уравнять, таким образом, далеко не однородные по сути явления - внешнее сходство тех или иных проявлений не всегда вызвано совпадением условий их происхождения и - для нас это имеет ценность практическую - еще реже ведет к однообразию последствий их появления. Поэтому говорить о нарушениях эмоциональной сферы вне стен кабинета профессионала - психолога, психотерапевта, психоаналитика, психиатра - следует с известной долей осторожности, имея в виду, как минимум, две по-разному опасных крайности: мы можем как переоценить, так и недооценить значение эмоциональных проявлений.

Эмоция - какой бы она ни была - никогда не является обособленной реальностью, она демонстрирует относительно цельный продукт сложной душевной жизни. Распознаванию этой "продукции" специалисты обучаются не один год - несмотря на то, что эмоции сопровождают нас буквально с момента зачатия (влияние эмоциональных состояний матери на развитие плода доказано многочисленными исследованиями и наблюдениями). Вместе с тем, очевидно, что именно эмоции дают нам первое впечатление о характере течения нашей душевной жизни и степени удовлетворенности ею. Также эмоции опосредуют нашу повседневную деятельность, мыслительные процессы, влияют на наши мотивы, решения и действия. Медицина однозначно констатирует масштабность влияния эмоций на функционирование как всего организма человека, так и отдельных систем и органов - так или иначе, "все болезни от нервов". Все это делает эмоциональную сферу чрезвычайно важной, и забота о ней является, по сути, заботой о собственной жизни - как в широком, так и в узком смысле слова.

Специалисты (психологи, психиатры, психоаналитики) имеют научно обоснованные классификации эмоциональных нарушений. Важно учитывать и возрастные особенности эмоциональной жизни. Некоторые из строгих научных определений приобрели вполне бытовой характер. В результате словом депрессия могут быть названы как случаи тяжелого психического расстройства, так и относительно кратковременное (и безобидное) понижение настроения.

Отметим те эмоциональные проявления, которые следует рассматривать как симптомы - свидетельства тех или иных осложнений и/или нарушений душевной жизни и, соответственно, как поводы для консультации и, возможно, последующего лечения/психотерапии (в случае неврозов, депрессии и других расстройств):
- повторяющиеся и/или затяжные состояния тоскливого, подавленного настроения;
- повышенная возбудимость, частая смена эмоций, в т.ч. без видимых причин;
- неуправляемость эмоциональных состояний, аффектов;
хроническая тревога (повышенная тревожность);
- проявления скованности, "зажатости", неуверенности в себе, стеснительности, робости;
- плаксивость, чрезмерная эмоциональная восприимчивость (все принимается «близко к сердцу»);
- страх (страхи), фобия (фобии);
- "панические атаки" (приступы паники, тревоги);
- обеднение эмоциональной жизни, равнодушие к происходящему и к окружающим;
- острые эмоциональные состояния (после травматических событий (горе, траур, посттравматический стресс, отчаяние) или вне видимой связи с таковыми);
- стереотипность, шаблонность эмоциональных проявлений, ощущение их механистичности, "ненатуральности";
- повторяющиеся, затяжные приступы чувства вины;
- склонность к экзальтированным проявлениям, демонстративность.

Не заметить эти проявления довольно сложно, однако - в силу изменчивости и подвижности эмоциональных состояний - они зачастую подвергаются не обследованию у специалистов, а тому процессу, что называется психологами защитами. Эти психологические образования, призванные уберечь нашу психику от чрезмерных потрясений - необходимая составная часть психической жизни. Однако нередки случаи, когда психологические защиты приобретают патогенный (болезнетворный) характер и, избавляя нас от одних опасностей, создают другие. Вот почему не стоит слишком доверчиво относиться к тому, что, скажем, то и дело возникающая тревога куда-то исчезает - то ли сама собой, то ли в результате наших усилий (скажем, развлекательных или фармакологических - выпитого успокоительного). Эмоции берутся отнюдь ни из "ниоткуда" и никогда не исчезают без следа, и если мы не понимаем условий их происхождения и исчезновения, есть смысл прибегнуть к помощи специалиста в области душевной жизни.

При каких заболеваниях возникает нарушение эмоциональное:


       
   
По видам чувств различают морально-эстетические и интеллектуальные чувства. Моральные чувства возникают вследствие переживаний людьми своего отношения к выполнению нравственных принципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплинированность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение своего морального долга, общественных обязанностей может вызвать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда и совести.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью человека и проявляются, например, в пытливости, любознательности, уверенности или в сомнениях, любви к новому или его боязни. Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей и интересов, познавательности. Они не только сопровождают умственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность, гармонизируют человека.

Эстетические чувства - это чувства красоты или, напротив, безобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п. Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельностью.

Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении ненужных чувств и укреплении социально-ценностных и устойчивых, позитивных качеств личности.
Эмоционально-волевая и психорегулирующая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного действия стрессовых факторов - фрустрации (напряженности), страха и т.п., мешающих процессам творческого труда.

Эмоциональные реакции на опасность могут проявляться тревогой и страхом. Страх отличается от тревоги неизвестностью ожидаемого исхода. Страх и тревога могут быть адекватными опасности и неадекватными, связанными с личностными особенностями человека (тревожно-мнительного либо противоположного по характеру).

Паника является формой стенического (стенос - сила) страха, который может охватить группу людей. Испуг - это внезапно и резко выраженный страх, возникающий при неожиданном изменении ситуации, угрожающем благополучию или жизни человека, но неосознанном для ужаса - наиболее сильной степени страха (характерно подавление рассудка - безумный страх). Разумный страх проявляется в виде опасения и осторожности и может не мешать, а иногда способствовать осуществлению деятельности.

Смелость есть форма осознанного и волевого преодоления страха. Храбрость связана с положительными стеническими эмоциями и переживаниями. Отвага переживается человеком как социально одобряемый поступок. Мужество - сложная и наивысшая форма бесстрашия, связанная с мировоззренческими установками личности. Понятие - социально по содержанию и сопровождается высоким уровнем положительных эмоций, имеющих большое общественное значение, например при совершении подвига.

Классификация видов эмоций подробно дана В.Ф. Матвеевым.
Положительные эмоции: удовольствие, радость, ликование, восторг, уверенность, гордость, доверие, симпатия, восхищение, любовь (половая), любовь (привязанность), уважение, умиление, благодарность (признательность), нежность, самодовольство, злорадство, блаженство, чувство удовлетворенной мести, спокойная совесть, чувство облегчения, чувство удовлетворенности собой, чувство безопасности, предвкушение.
Нейтральные эмоции: любопытство, удивление, изумление, безразличие, спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные эмоции: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), отчаяние, огорчение, тревога, обида, боязнь, испуг, страх, жалость, сочувствие, сожаление, досада, гнев, чувство оскорбления, возмущение (негодование), ненависть, неприязнь, зависть, злоба, злость, уныние, скука,ревность, ужас, неуверенность (сомнение), недоверие, стыд, растерянность, ярость, презрение, отвращение, разочарование, омерзение, неудовлетворенность собой, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь.

При некоторых психических заболеваниях (шизофрения, депрессивная фаза маниакально-депрессивного психоза) может наблюдаться психическая депрессия - выраженное угнетенно-подавленное настроение, сопровождающееся мыслями о смерти,, самоуничижением и суицидальными стремлениями. Понижение настроения может сопровождаться замедлением мыслей (идеатор-ная заторможенность) и понижением волевой и поведенческой активности (двигательная заторможенность).

Субдепрессия - снижение настроения, не достигающее степени депрессии, наблюдается при ряде соматических и неврологических заболеваний. Повышенное настроение - эйфория может наблюдаться при маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза и, как правило, сопровождается идеаторным возбуждением () и двигательным возбуждением: больные излишне суетливы, хватаясь за все, ничего не доводят до конца, вновь и вновь переключаясь на что-то другое, отвлекаясь, не могут продуктивно работать.

При шизофрении может возникать эмоциональная амбивалентность: одновременное сосуществование противоположных эмоций с парадоксальным изменением настроения, когда несчастье вызывает радость, а радостное событие - грусть. Возможно также сочетание апатии с эмоциональной тупостью, что проявляется безразличием и даже холодным безучастием к себе и близким (вплоть до болезненной бесчувственности).

При эпилепсии часто встречаются расстройства настроения с повышенной раздражительностью и агрессией, при неврозах и некоторых соматических заболеваниях, а также при акцентуациях характера наблюдаются эмоциональная лабильность - легкая смена настроения, от грустного к несколько повышенному, без значительных поводов.

Диагностика эмоцональных состояний (основные эмоциональные состояния: радость, гнев, грусть, страх, удивление, отвращение) и функциональных состояний (функциональные состояния связаны с уровнем бодрствования и внимания, подразделяются на следующие виды: 1 - сон; 2 - дремота; 3 - спокойное бодрствование; 4 - активное внимание; 5 - напряженное внимание, тревога, стрессовая мобилизация; 6 - утомление) наиболее объективно осуществляется с помощью психофизиологических методик регистрации вегетативных проявлений: частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и пр. в сочетании с методиками субъективного оценивания испытуемым своего психического состояния, самочувствия и настроения, с проективными методиками (Люшера, Роршаха, Сонди и пр.).
   
       

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение эмоциональное:


       
   
Психолог
Психиатр





МЕНЮ САЙТА
Copyright MyCorp © 2016Создать бесплатный сайт с uCoz