Нарушение эмоциональное у детей
При каких заболеваниях возникает нарушение эмоциональное у детей
К каким врачам обращаться, если возникает нарушение эмоциональное у детей
нарушение эмоциональное у детей -
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.
Симптомы эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:
- неуравновешенность;
- возбудимость;
- бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);
- негативизм;
- упрямство;
- неуступчивость;
- конфликтность;
- жестокость;
- устойчивое негативное отношение к общению;
- застревание на отрицательных эмоциях;
- эмоциональная холодность;
- отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
2. Особенности внутреннего мира:
- острая восприимчивость;
- впечатлительность;
- болезненная чувствительность;
- наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
- тревожность;
- мнительность.
Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной ниже.
Уровни социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Низкий (неблагополучие):- нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;
- отсутствие инициативы в общении;
- избегание взаимодействия;
- отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
- исключительная ориентация на собственные действия;
- непризнание правил и норм общения и деятельности;
- отсутствие понятий "хорошо-плохо" или нежелание им следовать при сформированности;
- конфликтность, агрессивность.
Средний:
- недостаточная инициативность в общении;
- предпочтение исключительно пассивных ролей;
- ситуативная регуляция аффективных проявлений;
- неумение улаживать конфликты;
- принятие помощи и возможность ее оказания.
Высокий:
- желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
- успешное участие в коллективных делах;
- успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;
- умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;
- признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
- заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
- умение занять себя;
- владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
При каких заболеваниях возникает нарушение эмоциональное у детей:
Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.
Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.
К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка. В. В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности. Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации.
К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой - в особенностях внутреннего мира ребенка.
К каким врачам обращаться, если возникает нарушение эмоциональное у детей:
Психолог