Нарушение психического развития
При каких заболеваниях возникает нарушение психического развития
К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психического развития
нарушение психического развития -
Психический дизонтогенез (нарушение психического развития) - патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но
значительно чаще встречается задержка психического развития.
В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие - задержкой развития.
Задержка психического развития – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в
интеллектуальной деятельности.
Задержку психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.
В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).
При каких заболеваниях возникает нарушение психического развития:
Нарушение психического развития может возникать под влиянием (многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии.
В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction - MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство - смерть «одного из родителей, развод).
Причины возникновения задержки психического развития можно разделить на две большие группы:
1. причины биологического характера;
2. причины социально – психологического характера.
К причинам биологического характера относят:
1. различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации,
резус-конфликт и т.д.);
2. недоношенность ребенка;
3. родовые травмы;
4. различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит,
хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром
нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
5. нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
1. ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в
условиях социальной депривации;
2. дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности:
предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
3. искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психического развития:
Патопсихолог
Психолог
Психиатр